Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
Задачи:
Способствовать стабилизации и коррекции психоэмоционального состояния, снижению тревожности.
Стимулировать сенсорное развитие через тренировку зрительных, слуховых, кинестетических рецепторов.
Стимулировать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.
Создать условия для формирования позитивных отношений в детско-родительских парах.
Необходимые материалы: подносы с песком, кисточки, губки, коктельные трубочки, кусочек пемзы, меха, шишка, камешки, бумажные кораблики, прищепки, счётные палочки, пуговицы, воздушные шарики наполненные фасолью, гречкой, пшеном, крахмалом, тазик с тёплой водой, варежка.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашем собрании. Для того, чтобы наше общение и взаимодействие было более эффективным, я предлагаю вам начать наше собрание в игру «Пожелания»
Игра «Пожелания»
Каждый участник группы произносит какую-либо фразу, посвящённую всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т.п.
Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
- Посмотрите друг на друга. Мы все разные, но чем-то схожи. Есть что-то, что нас объединяет: возможно - интересы, привычки, жизненные обстоятельства. Несомненно, вас всех объединяет то, что ваши дети ходят в один детский сад, в одну группу. А вы помните свой детский сад? Вспомните воспитательницу, ребят – девчонок и мальчишек. Поделитесь своими воспоминаниями.
Вспомните свои любимые игры и любимую игрушку.
- А как вы думаете. Что даёт ребёнку игра? (Ответы родителей)
- Она даёт удовольствие, знакомство с нормами и правилами жизни, общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции. Внутреннюю свободу (Играю с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу).
Давайте немного поиграем. Игра называется «Солнышко светит на тех…». Например, я скажу: «Солнышко светит на тех, у кого малыш ходит в садик», кого касаются мои слова, поднимут руки и помашут ими.
Итак, солнышко светит на тех…
- у кого сейчас хорошее настроение;
- кто читает своему ребёнку сказки на ночь;
- кто может стать для своего ребёнка Карлсоном, который живёт на крыше;
- кто читает книги по воспитанию и развитию детей;
- кто уделяет общению с ребёнком больше 30 минут в день;
- кто придумывает для ребёнка интересные игры;
- кто любит рисовать;
- кто любит поваляться и повозиться с ребёнком.
Игра-возня – это игра, необходимая для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча-мала», учит детей взаимодействовать друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут померяться «с ним силой». Ребёнок от подобного общения, придёт в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Доволен будет и папа. В раннем возрасте у детей формируется образ «телесного Я»: они начинают осознавать своё тело, учатся управлять им. Пусть ребёнок учится знакомиться с окружающим миром – кувыркается, смотрит, щупает.
Игра «Шарики»
Посмотрите: у меня есть четыре воздушных шарика основных цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный. В красный шарик я насыпала немного крупной фасоли, в синий – гречневой крупы, а в жёлтый – пшена, в зеленый – крахмал. Яркие шарики привлекают внимание ребёнка, при разминании, они мягко массируют ладошки малыша.
Игра «Массаж»
Можно поиграть с массажными мячиками – «ёжиками». Аккуратно кладите шарик на ладонь ребёнка. Прокатываете, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживаетесь на подушечках каждого пальчика. Все движения нужно выполнять в направлении от периферии к центру, лучше – сопровождать стихотворными текстами.
Вот кулак,
А вот ладошка.
На ладошку села кошка.
Коготочки кошка точит
И ладошку нам щекочет!
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Каждый из вас помнит хотя бы одно стихотворенье из детства. Чем больше в нём действий, тем лучше. Проводите занятия перед сном. Лягте рядышком с малышом, возьмите его за ручку (какую ему удобнее), погладьте, предложите «сделать курочку», и если ребёнок не вырывает руку, начните рассказывать стишок, обыгрывая каждое действие.
Вышла курочка гулять, «Шагаем» своими пальцами по ладошке ребёнка.
Свежей травки пощипать. Пощипываем большим и указательным пальцами.
А за ней ребятки – Гладим ладошку, растопыривая пальчики ребёнка.
Жёлтые цыплятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Постукиваем указательным пальцем по ладошке ребёнка.
Не ходите далеко! Водим пальцами от пальчиков к запястью.
Лапками гребите, Подушечками пальцев скребём по ладошке малыша.
Зёрнышки ищите. Постукиваем указательным пальцем по ладошке ребёнка.
Съели толстого жука, Сгибаем пальцы ребёнка в кулачок.
Дождевого червяка. Произносим медленно, разгибая и поглаживая каждый
пальчик.
Выпили водицы Дуем на ладошку.
Полное корытце. Складываем ладошку лодочкой.
Тактильная память
- Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств, а особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек. Посмотрите, что я вам принесла. У меня есть кусочек меха, листок наждачной бумаги, шишка, грецкий орех, ребристый карандаш, гладкий камешек.
Рассмотрите, потрогайте, опишите их. (Мех мягкий. Пушистый, а камешек гладкий, холодный).
Закройте глаза, протяните ладонь, отгадайте какой предмет я положила. (Родители по очереди отгадывают предметы)
А теперь усложним задачу: попробуйте определить предмет, надев на руку варежку. Молодцы, у вас хорошо получается. Попробуйте поиграть в такую игру с ребёнком.
Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт, то повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же, подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.
Активизировать речевое развитие можно лепкой из пластилина, цветного солёного теста, играми с предметами – заменителями: спичками, счётными палочками, прищепками. Например, начав выкладывать из счётных палочек заборчик, предложите ребёнку продолжить его в правильной цветовой последовательности. Выложите из палочек (спичек) узоры «дорожка», «лестница», «снежинка». Если ребёнок справится, предложите узоры посложнее – «машинка», «ёлка» и т. п.
Вырежьте из картона солнышко (паровозик, платочек) и предложите ребёнку «Подарить ему лучики-прищепки» (вагончики, бахрому).
Детские игры очень разнообразны. О чём у вас ассоциируется слово «детство»? (Ответы родителей). У меня слово «детство» вызывает очень много воспоминаний о песочнице. Весной по улицам бегут весёлые журчащие ручейки, детвора дружно высыпает во дворы и начинает хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, невольно вспоминаешь детство и первые игрушки – ведёрко, совочек, формочки. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики и пирожки! Именно в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создаётся семья. Всё это - мир ребёнка, в котором он чувствует себя защищённым, здесь ему комфортно – всё понятно, всё близко.
Создать песочницу можно и дома, насыпав на поднос особый белый «песок» – манную крупу. Вместо манки можно использовать мелкую соль или молотый кофе (его насыпают на поднос белого цвета). Манку можно насыпать горкой или разровнять. Пусть ребёнок «пройдётся» по крупе пальчиками: сначала только указательным, потом средним, безымянным, большим и наконец, мизинчиком. Можно группировать пальцы по два. Три, четыре. Пять и создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадывая, кому они принадлежат – мышке или слонику! А ещё можно порисовать пальчиком, палочкой или кисточкой, и лучше двумя руками одновременно. А как вы думаете почему дети любят играть в песок? (Ответы родителей).
Песок помогает расслабиться, он завораживает ребёнка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким, ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Играя, ребёнок строит новый мир на песке. Чувствует волшебником, он не боится изменений и радуется им.
Песок очень похож на воду. Вода расслабляет и успокаивает. Если малыш расшалился, пригласите его поиграть с водой. Налейте в таз немного тёплой воды, добавьте 1-2 капли лавандового или ромашкового масла. Предложите ребёнку взять в качестве игрушек губку, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики. Как здорово пускать из наполненной пластиковой бутылочки фонтан, сделать «дождь» из губки или измерить, сколько ложек воды умещается в стаканчике! Интересно, что камешек тонет, а пемза – плавает. Подуйте вместе через трубочки на кораблики. Такие игры непродолжительны – до тех пор пока не остынет вода. Закончив игру, хорошенько разотрите кисти малыша.
Сколько интересных игр можно придумать с водой! Попробуйте с малышом поэкспериментировать с её твёрдой формой – льдом. Заморозьте воду в контейнере для пищевого льда или в формочках для игры в песок. Можно замораживать окрашенную воду – жёлтую, красную, синюю. Зимой окрашенными кристалликами льда украсьте ледяную горку, снеговика, сугробы возле подъезда. При заморозке положите в воду листочек, орешек. Пуговку. А можно заморозить несколько маленьких фигурок из «киндер-сюрпризов» и представить, то их «заколдовала» Снежная Королева. Затем вместе с малышом придумать разные способы, чтобы «расколдовать» фигурки.
Как вы думаете, чем можно заменить воду? (Ответы родителей).
Создайте дома «сухой» бассейн. Наполните неглубокую миску фасолью, спрячьте в ней шарики или разноцветные бусинки. Предложите ребёнку собрать одной рукой фасолинки. Другой – бусинки и разложить их по баночкам. Полезно и просто помогать маме собирать фасоль с пола после игры.
Чем можно заменить содержимое «сухого» бассейна? (Ответы родителей).
Содержимое «сухого» бассейна можно заменить крышками от пластиковых бутылок, пуговицами. Пуговицы сами по себе очень интересный материал. Как вы думаете, в какие игры с пуговицами можно поиграть? (Ответы родителей).
Составляйте из пуговиц узоры, придумайте изображения на пластилине или солёном тесте, выкладывайте мозаичные картинки, нанизывайте пуговичные бусы. Можно придумать историю о пуговице-маме и пуговице-ребёнке.
Только не забывайте о технике безопасности: при «общении» ребёнка с мелкими предметами будьте всегда рядом. Познавая окружающий мир, ребёнок многое пробует на вкус. К сожалению, встречаются случаи попадания мелких предметов в дыхательные пути или пищеварительную систему. Поэтому так важно присутствие взрослого во время игр ребёнка с мелкими и сыпучими материалами.
Языковые, или речевые игры (эксперименты со словами, звуками) очень нравятся ребятам: иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например добавить несколько рифмующих слов. А можно спеть ребёнку распевочку:
Су-су-су-су,
Я подарочек несу.
Ке-ке-ке-ке,
Своей доченьке.
Ту-ту-ту-ту,
Кошечку пушистую.
Лю-лю-лю-лю,
Доченьку свою люблю.
Такие распевочки развивают мышление, тренируют мимимку, ведь малыш стремится повторять за мамой, следит за движением её губ и выражением лица. Распевочки, выражающие любовь и заботу, - словно живая вода для малыша.
Для ребёнка важна поддержка близкого взрослого. Малышу ещё трудно обречь в слова свои переживания и опасения (особенно детям с речевыми нарушениями). Помочь ребёнку может его любимая игрушка, которая ассоциируется у него с положительными эмоциями. Ощущением безопасности. Это могут быть кукла, плюшевый мишка, или перчаточные куклы би-ба-бо. Возьмите себе куклу и дайте малышу его любимую игрушку. Прикоснитесь к игрушке ребёнка своей куклой, погладьте, обнимите, говоря при этом: «Сегодня мой малыш грустит, у него мокрые глазки – он плакал. Что сегодня было в детском саду? С кем мой родной дружил? Как их зовут? В какие игры они играли?» побеседуйте друг с другом через кукол, активно слушайте малыша. Перенося на игрушку свои переживания и настроение, ребёнок расскажет вам, что его тревожит. Ваша забота, ваше доброе участие, передаваемые через прикосновения игрушек, как бы скажут ему: «Я тебя люблю».
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был счастлив. А счастье – это когда мама и папа рядом, у них хорошее настроение, когда есть любимые интересные игрушки, есть место для всех – счастливый дом. Давайте нарисуем «Дом счастливого ребёнка». Пожалуйста, решите, будет ли это коллективный рисунок, или каждый захочет изобразить своё представление о «Доме счастливого ребёнка». У вас есть несколько минут, чтобы сделать выбор. Можно приступить к рисованию.
Наше собрание подошло к концу. Спасибо вам за активное участие! Добра, любви вам и вашим деткам!
|