Игры – релаксации для взрослых
Психотехнические игры для педагогов направлены на достижение двух основных целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряжённости, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, упражнения нацелены на развитие внутренних психических сил человека, расширение его профессионального самосознания. Регулярное выполнение педагогом психотерапевтических игровых упражнений поможет правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Эти игры не требуют большого количества времени. Самостоятельно и в паре с другим педагогом, вы можете практиковать такие игры в перерывах между занятиями, в свободное от работы время , по дороге на работу или домой. Необходимо выработать в себе привычку к подобным действиям, сформировать потребность в психической стабильности и внутреннем порядке. Любая профессия изобилует стрессо-генными ситуациями, а в особенности это работа педагога. Поэтому так важно, вовремя снять внутренние «зажимы», «сбросить» напряжение, расслабиться.
Упражнение1 «Внутренний луч»
Выполняется индивидуально.
Направлено на снятие утомления, обретения внутренней стабильности.
Необходимо занять удобную позу – сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно, последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д. тёплым, ровным, расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобождённого человека, удовлетворённого собой и своей жизнью, профессией и своими воспитанниками.
Представление о внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движения сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивать упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!».
Упражнение 2 «Пресс»
Выполняется индивидуально.
Способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения. Повышенной тревожности, агрессии.
Данное упражнение рекомендуется практиковать перед любой психически напряжённой ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. К выполнению упражнения необходимо прибегать в начале возникновения эмоционального состояния, мешающего успешной работе. Результат достигается лишь в том случае, если воспитатель умеет вовремя заметить в самом себе нарастание психической напряжённости. Если же данный момент упущен, то разбушевавшаяся эмоциональная «стихия» сметёт всё на своём пути и не даст возможности для выстраивания эффективного самоконтроля. Произойдёт нежелательное «сбрасывание» отрицательно заряженной энергии на воспитанника или коллегу.
Суть упражнения – в следующем.
Представьте внутри себя. На уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с ней. При выполнении упражнения важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несёт.
Не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Упражнение 3 «Дерево»
Выполняется индивидуально.
Направлено на формирование внутренней стабильности, освобождения от травмирующей ситуации.
Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрации человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряжённости можно получить в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести на какой-либо предмет, сбросить с себя во внешнюю среду, избавиться от него.
По дороге домой, в транспорте, Вы стоите и представляете себя деревом (каким нравится, с каким можете легко себя отождествить). Детально проиграйте в сознании образ этого дерева: его мощный или гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни прочно вросшиеся в землю. Необходимо почувствовать как можно более реально питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью.
Представление утомлённым человеком вросшихся в землю корней его дерева актуализирует внутренние взаимосвязи с реальностью, укрепляет уверенность в себе.
Упражнение 4 «Книга»
Выполняется индивидуально.
Направлено на переживание травмирующей ситуации, снятие внутреннего напряжения педагога.
Представьте себя книгой, лежащей на столе (либо любым другим предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Сконструируйте в сознании внутреннее «самочувствие» книги – её покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Важно увидеть «глазами книги» окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно, потолок и т.п.
Упражнение проводится в течение 3-4 минут, оно переводит педагога в «мир иных измерений», можно сказать в «параллельный мир» с реальным существований предметов по своим собственным законам, отличным от законов человеческой жизни. Восприятие «иных миров» и внутреннее переключение в один из них даёт педагогу возможность понимания множественности, многогранности любой жизненной и профессиональной ситуации, временному «выключению» из собственных травмирующих обстоятельств и отношения к ним, как относительно реальным, одним из многих разных форм жизни.
Таким же образом можно организовать психологическое «путешествие» вовнутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет ситуации.
Упражнение 5 «Мария Ивановна»
Выполняется индивидуально в течение 10-15 минут.
Развивает средства внутренней стабильности, освобождения от травмирующей ситуации.
Представьте себе ситуацию Вашего неприятного разговора, например, с родителем, условно названым Марией Ивановной. Последняя позволила себе довольно неучтивый тон в разговоре с Вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой Вы ещё раз вспоминаете неприятную беседу и чувство обиды захлёстывает Вас. Это вредно для Вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но Вам это не удаётся.
Попробуйте пойти от противного. Вместо того, чтобы насильственным образом вычёркивать Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить её. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте её походке, манере себя вести, проиграйте её размышления, её семейную ситуацию, наконец, её отношение к разговору с Вами. Через несколько минут такой игры Вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменения своего отношения к конфликту, к Марии Ивановне, увидите в ней много позитивного, того, что Вы не замечали раньше. По сути дела, Вы включаетесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете её понять.
Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда Вы придёте на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что Вы не несёте в себе внутреннего негативного состояния, Вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь. Станет стремиться к улаживанию конфликта.
Упражнение 6 «Голова»
Помогает снять неприятные соматические ощущения
Воспитатель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на детей: в чём-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у педагога «стресс руководства» и, как вследствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания: частые жалобы на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.
Станьте прямо, свободно расставив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 7 «Руки»
Снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.
Конец рабочего дня. Дети заняты играми и Вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы по плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по группе. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто, с полной готовностью идти им на встречу, отвечая обстоятельно и детально.
Упражнение 8 «Пословицы»
Хорошо «снимает» внутреннюю депрессию и плохое настроение, а так же помогает решению сложной проблемы, которая у Вас возникла. (Эта проблема может быть связана с Вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.)
Возьмите любую из книг «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы». Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения.
Возможно, кроме психологической релаксации, та или иная пословица натолкнёт Вас на правильное решение. Возможно так же, Вас успокоит тот факт, что не только у Вас возникла проблема, над способами её решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
Игры-формулы
Если нет возможности, времени и места регулярно проводить психологические игры, рекомендуется использовать метод вербального самовнушения.
Произнесение формул не обязательно должно быть точно по тексту. Можно проявить какие-то индивидуальные вариации и отступления.
Очень важно:
1.Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.
2.Большое значение имеет начало формулы: «Я всё умею, всё могу…», «Я верю в то, что…»
3.Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз)
4.Важно непоколебимо верить «в магические свойства» слов, произносимых Вами.
5.Проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности и концентрации воли.
Формула 1 Уверенность в себе.
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё умею, всё могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз)
Формула 2 Любовь к детям.
«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встрече с ними. Я Всегда открыт диалогу с моими воспитанниками».
Формула 3 «На работу»
«Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».
«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом»
Формула 4 «Спокойствие и стабильность»
«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе»
Формула 5 «Уме6ньшение напряжения в процессе работы»
«На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке сохраняю выдержку и самообладание.
Я не ставлю себя на одну ногу с детьми и не позволяю себе раздражаться из-за непослушания или нарушения дисциплины. Я сдерживаю себя там, где не может сдержаться никто другой. И каждый при общении со мной чувствует эту силу. Я способен прилагать огромные усилия и сдерживать себя в самых волнующих обстоятельствах. Я всё смогу. И я всегда своим поведением буду показывать образец большой духовной силы и выдержки… Я чувствую себя способным предотвратить возникновение раздражения даже тогда, когда это сделать очень трудно. Я всё могу. Я способен к огромным волевым усилиям».
Формула 6 «Перед сложным разговором»
Спокойствие.
!Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию»
Снятие волнения и нервного напряжения.
«Мне легко, легко и свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчётливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив… Каждая клеточка дышит безмятежным счастьем. Всё тело дышит безмятежным счастьем. Всё тело легко, легко, свободно. Безмятежное счастье».
Формула 7 «Снятие усталости и восстановление работоспособности»
«Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым – энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всём теле»
«Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичное молодое – богатырское сердце.
По окончанию консультации воспитателям были предложены памятки с описанием игр - релаксаций для самостоятельного изучения и применения в повседневной жизни. |