Обучение и воспитание детей в логопедическом пункте
Роль семьи в преодолении речевых нарушений.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Перечисленная работа проводится в логопедических группах на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. А так же речевые игры, проводятся со всеми детьми в перерывах между занятиями. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Некоторые родители думают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Это неправильное мнение. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее времени ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
Тетрадь забирать и приносить каждый день
2. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь, что оно вам понятно. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.
3. Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.
4. Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
5. Занимайтесь ежедневно по 10 - 15 минут, выполняя задания из тетради полностью и аккуратно.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Определенно есть плюсы того, что ваш ребенок посещает логопедическую группу. В логопедической группе осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа развития, которая направленна на коррекцию нарушений. Постоянный контроль за правильным звукопроизношением осуществляется как логопедом, так и воспитателями, что значительно быстрее помогает ребенку автоматизировать звуки в речи. Педагоги так же работают над формированием грамотной, выразительной речи. За счет дополнительных занятий по развитию речи, идет усиленная подготовка к школе, проводиться профилактика дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Развитие мелкой моторики пальцев рук, подготавливает руку к письму. В подготовительной группе идет обучение письму, что очень важно, так как при поступлении ребенка в первый класс требуют, чтоб ребенок умел писать. Проводится работа по совершенствованию психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами. |