Принято на педагогическом Утверждаю:
совете, протокол № __ от Приказ № ___ от «__» _____20__г.
« » _ _ 20 _ г. Заведующий МБДОУ
__________ Касаткина Г.П.
Программа дополнительного образования
«Весёлая математика»
для детей дошкольного возраста
от 4 до 7 лет
Срок реализации программы – 3 года.
Руководитель кружка: Гордеева Светлана Леонидовна
воспитатель 1-ой квалификационной категории
с. Александровское
2014г.
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в МБДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, укрепления психофизического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг – развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребёнка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция – неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Дошкольный возраст – это период, когда главный вид деятельности малыша – это игра. В игре легче усваиваются знания, умения и навыки, поэтому все занятия должны быть организованы в игровой форме. Ребёнок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребёнка необходимо готовить к будущему обучению. Интеллектуальное развитие ребёнка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В этом возрасте дети должны использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приёмы умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование) в литературе также называют логическими приёмами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, т.к. математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Проводимая работа по организации кружка «Весёлая математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, делаю выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных разнообразных дидактических игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Цель программы:
Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста и обеспечение качественной подготовки детей к школе.
Задачи для детей 4-5 лет:
- Формировать навыки счёта в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Обучать отсчитыванию предметов из большего количества. Ввести в активный словарь количественные и порядковые числительные (в пределах пяти). Учить отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?»;
- Формировать умение сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравные группы двумя способами: добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Совершенствовать умение сравнивать численности множеств в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам;
- Формировать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (путём наложения и приложения). Формировать навык сравнения предметов сразу по двум признакам. Формировать умение сравнивать до пяти предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке;
- Формировать умение узнавать, различать и называть геометрические формы, соотносить формы предметов с геометрическими фигурами. Обучать группировке геометрических фигур по цвету, форме, размеру;
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости;
- Упражнять в различении контрастных и смежных частей суток, определении их последовательности;
- Формировать представления о смене времён года и их очерёдности.
Задачи для детей 5-6 лет:
- Формировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?» Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах десяти;
- Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой);
- Совершенствовать навык сравнивания групп множеств и их уравнивания разными способами;
- Познакомить с составом числа из единиц в пределах пяти;
- Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть;
- Формировать представление о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов и направления счёта;
- Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной мерки; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти;
- Учить измерять объём условными мерками;
- Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения;
- Формировать представление о четырёхугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях;
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Формировать навыки ориентировки по простейшим схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому;
- Закреплять представления о смене времён года и их очерёдности, о смене частей суток и их очерёдности. Сформировать представления о таком временном отрезке, как неделя, об очерёдности дней недели.
Задачи для детей 6-7 лет:
Количество и счёт. Уточнить и расширить представления о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах десяти. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в прямом и обратном порядке. Упражнять в счёте предметов в разных направлениях. Закрепить знание цифр от «0» до «9». Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел. Совершенствовать умение увеличивать и уменьшать каждое число на один. Сформировать умение раскладывать число на два меньших. Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. Учить пользоваться математическими знаками «+», «-», «>», «<», «=».
Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной мерки и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по нескольким признакам.
Совершенствовать навык измерения объёма жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер.
Совершенствовать навык деления целого на две, четыре, восемь равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Форма. Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объёмных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и круг на равные части.
Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.
Сформировать умение создавать и читать простейшие чертежи, планы, схемы.
Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.
Взаимосвязь с родителями: просвещать родителей в области математического развития детей, продолжать знакомить с разнообразными играми и упражнениями математического характера, которые можно использовать со своими детьми дома.
Срок реализации дополнительной программы: 3 года.
Год разработки программы: 2014г.
Организация проведения кружка:
Основная форма работы: кружковая деятельность.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с группой детей. Кружок посещают дети, начиная с 4 лет. Длительность посещения кружка три года. Занятия проходят в группе во второй половине дня 1 раз в 2 недели. Дети средней группы занимаются 20 минут, в старшей группе - 25 минут, в подготовительной к школе группе - 30 минут.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Средства реализации.
Для решения поставленной цели подобрала следующие средства реализации:
- Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур.
- Раздаточный счётный материал.
- Наборы карточек с заданиями.
- Полоски, ленты разной длины и ширины.
- Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
- Схемы-таблицы.
- Головоломки со счётными палочками.
- Разнообразные лото.
- Рамки и вкладыши.
- Математические планшеты.
- Игровизоры.
- Чудесный мешочек.
- Игры на классификацию.
- Мозаики.
- Логические блоки Дьенеша и схемы к ним.
- Строительные наборы.
- Игры на составление узоров.
- Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.
- Игры со шнуровкой.
- Настольно-печатные игры.
- Циферблат часов.
- Условные мерки.
- Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки.
Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса.
Я решила построить образовательный процесс так, что согласно принципу интеграции познавательное развитие детей осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий в образовательной области «Познание», но и при организации всех видов детской деятельности в других областях.
Образовательная область
|
Содержание работы
|
«Физическая культура»
|
формирование и закрепление формы и величины, ориентировка в пространстве
|
«Здоровье»
|
закрепление количества и счета, ориентировка в пространстве, воспитание цветотерапии
|
«Безопасность»
|
знание цифр, ориентировка в пространстве
|
«Социализация»
|
упражнение в умении устанавливать сходство и различие между предметами, развитие памяти и мышления
|
«Труд»
|
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, содействие развитию самостоятельности и инициативности
|
«Чтение художественной литературы»
|
Использование художественных произведений для обогащения содержания области: считалки, стихи – шутки, загадки, задачи в стихотворной форме, математические сказки
|
«Коммуникация»
|
формирование все видов речи, развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности
|
«Музыка»
|
развитие чувства ритма, музыкальные математические викторины
|
«Художественное творчество»
|
учить обследовать предмет, выделяя основные признаки: цвет, форму, величину
|
«Познание»
|
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, творчества, формирование элементарных математических представлений
|
Ожидаемые результаты:
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции. Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Мониторинг качества образования проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Практическая значимость состоит в том, что была разработана система дидактических игр и заданий по математическому развитию дошкольников, используемых на занятиях.
К концу реализации программы дети могут
Уметь:
- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям;
- Считать до 10 и дальше;
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , = , < , >);
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения;
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом;
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей;
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение;
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями;
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать:
- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого десятка из двух меньших;
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду;
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей;
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Иметь представление:
- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах;
- О временных интервалах: временем суток, года;
- Об определении времени по часам;
- О количественной характеристике числа.
Формы подведения итогов реализации программы:
- итоговое занятие;
- диагностика.
Учебно - тематический план на 2011 – 2012 учебный год
средняя группа – 1 год обучения
Дидактические игры и игровые упражнения
месяц
|
содержание работы с детьми
|
программное содержание
|
содержание работы с родителями
|
сентябрь
|
Диагностика
|
|
Сбор соглашений на кружковую работу;
консультация «Игрушечный вопрос»
|
Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)
|
Закреплять представления о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах, активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.
|
Игра «Сбор фруктов»
|
Учить классифицировать предметы по величине.
|
октябрь
|
Игра-тренажёр «Паук»
|
Развить сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, внимание, память, наглядно-образное мышление, усидчивость, мелкую моторики рук, а также пополнять и обогащать словарный запас.
|
Консультация «Игры между делом»
|
Игра «В лес по грибочки»
|
Учить классифицировать предметы по величине, порядковый и обратный счёт.
|
ноябрь
|
Игра «Подбери к каждому предмету цвет»
|
Закреплять цвет и геометрические фигуры, продолжать учить собирать разрезные картинки. Можно использовать овощи и фрукты.
|
Консультация «Тренируем руки-развиваем память»
|
Игра «Цвета и формы»
|
Знакомить с цветами и фигурами, учить определять форму предметов и их деталей, выделять часть из целого, развивать внимание, речь, мышление, формировать умение сравнивать предметы по размеру.
|
декабрь
|
Игра-тренажёр «Улитка»
|
Развить сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, внимание, память, наглядно-образное мышление, усидчивость, мелкую моторики рук, а также пополнять и обогащать словарный запас.
|
Консультация «Квадратный, фиолетовый, высокий»
|
Игра «Рамки и вкладыши»
|
Вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур, учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять в них.
|
январь
|
Игра «Найди одинаковые флажки»
|
Закреплять цвет, геометрические фигуры и счёт до пяти.
|
Консультация «Умеете ли Вы играть с детьми?»
|
Игра «Крышечки»
|
Развивать координацию зрительных и тактильных анализаторов, закреплять разные оттенки цвета, считать от 1 до 5 (10).
|
февраль
|
Игра-тренажёр «Божья коровка»
|
Развить сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, внимание, память, наглядно-образное мышление, усидчивость, мелкую моторики рук, а также пополнять и обогащать словарный запас.
|
Консультация «Математика для малышей»
|
Игра «Ящик ощущений» (по принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке»)
|
Развивать исследовательские действия путём вынимания предметов на ощупь и объяснить, из чего они сделаны (можно использовать геометрические фигуры из строительного материала или разные виды ткани).
|
март
|
Работа с «Игровизорами»
|
Развивать сенсорные способности, формировать ЭМП, развивать психические процессы, подготовка руки к письму.
|
Консультация «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста»
|
Игра «Весёлые человечки»
|
Развивать воображение, закреплять умение выполнять движения по показу, схематическому изображению.
|
апрель
|
Игра-тренажёр «Бабочка»
|
Развить сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, внимание, память, наглядно-образное мышление, усидчивость, мелкую моторики рук, а также пополнять и обогащать словарный запас.
|
Консультация «Играем вместе с детьми»
|
Игра «Какого цвета не хватает?»
|
Сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой выбор.
|
май
|
Игра «Коврик»
|
Закрепить понятия вверху, внизу, справа, слева, посередине.
|
Консультация «Дидактические игры по математике»
|
Диагностика;
Итоговое занятие
|
|
Учебно - тематический план на 2012 – 2013 учебный год
старшая группа – 2 год обучения
Дидактические игры и игровые упражнения
месяц
|
содержание работы с детьми
|
программное содержание
|
содержание работы с родителями
|
сентябрь
|
диагностика
|
|
Консультация «Почему для ребёнка важна игра?»
|
октябрь
|
Игра «Математические ступеньки»
|
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, счёте, уметь подбирать недостающие фигуры.
|
Игра «Размести фигуры»
|
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, ориентировку на листе бумаги.
|
Пополнить к «Игровизору» игровое пособие
|
Подготовка руки к письму, развивать внимание, память, мышление, воображение.
|
ноябрь
|
Игра «Подбери по цвету и форме»
|
Закреплять знания о форме и цвете предметов, а также зрительное восприятие и произвольное внимание, развивать способность к анализу.
|
Консультация «Рекомендации, задания, упражнения по развитию математических способностей»
|
Игра «Вставь пропущенные цифры»
|
Закреплять счёт в пределах 10, развивать зрительную память.
|
Игра «Засели домики по числам»
|
Учить счёту, называть соседей числа.
|
декабрь
|
Игра «Найди нужную карточку»
|
Формировать умение действовать в соответствии со схематическим изображением.
|
Консультация «Советы мамочкам»
|
Игра «Найди и заполни клетку»
|
Развивать память, мышление, сообразительность, умение ориентироваться.
|
январь
|
Игра «Измени фигуру» (счётные палочки)
|
Развивать навыки работы со схемой, логическое мышление, внимание, зрительное восприятие.
|
Консультация «Похвалы много не бывает»
|
Игра «Узнай геометрическую фигуру»
|
Формировать умение соотносить геометрическое тело и геометрическую фигуру.
|
февраль
|
Игра «Море», «Аквариум»
|
Составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словесно называть направление.
|
Консультация
«Роль развивающих игр в обучении детей математике»
|
Игра «Нецифровая математика»
|
Учить отгадывать загадки, используя математические действия не в отношении цифр, а в отношении предметов и понятий.
|
март
|
Игры по блокам Дьенеша «Машины»
|
Закреплять представления о геометрических фигурах, используя схемы, развивать зрительное внимание.
|
Консультация
«Логические упражнения и задания в обучении детей математике»
|
Игра «Математический планшет». Схемы:
«Собачка», «Домик», «Идущий человек» и т.д.
|
Учить натягивать резинки по схемам, упражнять в преобразовании фигур и накладывать фигуры по заданному образцу и собственному замыслу, ориентироваться в пространстве, развивать конструктивные умения.
|
апрель
|
Игра «Назови соседей числа»
|
Учить выкладывать числовой ряд до 10, считать в обратном порядке, считать с заданного числа.
|
Консультация
«Как повысить интерес дошкольников к математике?»
|
Игра «Транспорт»
|
Развивать конструктивную деятельность, самостоятельно отбирая нужное количество деталей.
|
май
|
Диагностика;
Итоговое занятие
|
|
Консультация
«Математика дома»
|
Учебно - тематический план на 2013 – 2014 учебный год
подготовительная к школе группа – 3 год обучения
месяц
|
содержание работы с детьми
|
программное содержание
|
содержание работы с родителями
|
сентябрь
|
диагностика
|
|
Консультация «Вовлечение родителей в деятельность по развитию математических способностей»
|
октябрь
|
Развивающая многофункциональная игра «Волшебный круг»
|
Способствовать закреплению математических и сенсорных представлений, развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность, мыслительные операции, мелкую моторику рук.
|
Игра «Разговариваем цифрами»
|
Учить слышать цифры в предложенных словах и записывать их.
|
ноябрь
|
Мнемотаблицы математического содержания на слово «один» и «два»
|
Развивать память.
|
Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
|
Пополнение к «Игровизору» игрового пособия
|
Подготовка руки к письму, развивать мышление, воображение.
|
декабрь
|
Мнемотаблицы математического содержания на слово «три» и «четыре»
|
Развивать память.
|
Консультация «Развитие мелкой (пальцевой) моторики»
|
Игра «Соседи числа»
|
Учить выкладывать числовой ряд до 10, считать в обратном порядке, с заданного числа.
|
январь
|
Мнемотаблицы математического содержания на слово «пять» и «шесть»
|
Развивать память.
|
Консультация «Игры, которые можно провести дома»
|
Игра «Составь задачу, реши пример»
|
Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, записывать задачи, пользуясь знаками «плюс», «минус», «равно».
|
февраль
|
Мнемотаблицы математического содержания на слово «семь» и «восемь»
|
Развивать память.
|
Советы:
«Чем занять ребёнка дома»;
«Как подготовить руку к письму»
|
Игра «Где спрятались восьмёрки?»
|
Развивать внимание, память.
|
Игра «Знакомим с часами и временем»
|
ознакомить детей с циферблатом часов, сформировать представление об определении времени по часам.
|
март
|
Мнемотаблицы математического содержания на слово «девять» и «десять»
|
Развивать память.
|
Памятка «Критерии оценки математических умений детей 6-7 лет»
|
Игра «Куда направляется ракета?»
|
Закреплять знания о геометрических фигурах, цифрах и умение считать, развивать умение анализировать, обобщать.
|
апрель
|
Игра «Математический планшет». Схемы: «Мышка на столе», «Человек сидит на скамейке», «Идущий человек», «Бабочка»
|
Продолжать учить натягивать резинки по схемам, упражнять в преобразовании фигур и накладывать фигуры по заданному образцу и собственному замыслу, ориентироваться в пространстве, развивать конструктивные умения.
|
Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников»
|
Игра «Что потерял дедушка?»
|
Закреплять знания о внешнем виде цифр 3 и 8, формировать способность работать по образцу.
|
май
|
Игра «Сказочные треугольники»
|
Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, умение делить сложную форму на составные части, соотносить размеры объектов, определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.
|
Советы «Ребёнок-левша»;
Консультация «Родительская страничка»
|
Игра «Фигуры потерялись»
|
Развивать логическое мышление.
|
Диагностика,
Итоговое занятие
|
|
Заключение:
Программа «Весёлая математика» реализует новый подход в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности детей, расширение их творческого кругозора. Доступная детям практическая деятельность помогает детям лучше усваивать материал, также снизить умственное переутомление. С этой же целью материал проводится в занимательно – игровой форме с максимальным использованием дидактических игр, упражнений, заданий, презентаций математического характера и т.д.
Программа позволяет активно использовать наглядно – действенный, наглядно – образный и наглядно – логический уровни мышления. Считаю, что программа «Весёлая математика» необходима детям дошкольного возраста, потому что она помогает готовить детей к школе. Это происходит благодаря тому, что данная программа повышает:
- уровень развития элементарных математических представлений у детей;
- умение играть;
- развитие речи;
- уровень самообслуживания у ребенка.
Литература:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 91с.
2.Казинцева Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе / авт.-сост. Е.А. Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А. Терпак. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.: ил.
3. Казинцева Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е.А. Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А. Терпак. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.: ил.
4.Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет. / Кангина Н.Н., Тихомирова О.В. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160 с.: ил. – (Педагогам ДОУ).
5.Колесова Л.В. математическое развитие детей 4-7 лет : игровые занятия/ авт.-сост. Л.В. Колесова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 191 с.
6.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2009. -80 с.
7.Математика до школы: Посодие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.I: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил. (Библиотека программы «Детство»).
8.Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 96 с.
9.Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 192 с.
10.Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт.сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 176 с.: Ил.
11.Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 464 с., ил. + цв. вкл. 16 с.
12. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 448 с.
13.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 104 с.: илл.
14.Журнал «Ребёнок в детском саду» №3, 2010г.
15.Журнал «Воспитатель ДОУ» №1, №5, 2009г.
16.Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №3, №4, №5, 2013г.
17.Журнал «Современный детский сад» №8, 2013г. |