Принято на педагогическом Утверждаю:
совете, протокол № _2_ от Приказ № ___ от «__» _____20__г.
« 06 » _11_ 20 13_ г. Заведующий МБДОУ
__________ Касаткина Г.П.
Дополнительная образовательная
программа “Страна Изо”,
для детей 5-7 лет.
Шмидт Татьяна Владимировна
Воспитатель I к.к.
с. Александровское
2013
Пояснительная записка
Известно, что рисование – одно из самых любимых детских занятий. Каждый ребёнок в определённый период жизни с удовольствием рисует и любые “каракули” содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В этом возрасте повышается качество детских работ в построении достаточно сложных композиций, отображение характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Развитие технических умений позволяет аккуратно и точно создавать изображения в достаточно сложных техниках. А что же делать, если не получается? Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха, их необычность в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Приобретая соответствующий опыт рисования, в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда можно беспрепятственно ещё раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Сейчас нам предлагают множество программ именно по нетрадиционной технике, но нельзя забывать и о традициях. Дети должны посещать музеи, выставки, приобщаться к “миру красоты”. Тем самым я предлагаю программу, в которой тесно связаны и традиционные и нетрадиционные техники рисования, и это является её главной отличительной особенностью.
Цель. Развитие художественно-творческих способностей детей.
Задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства.
- познакомить с разными видами изобразительного искусства (живопись).
- учить понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т.д.).
- формировать умение высказывать своё отношение, к изображённому.
- развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.
- воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.
- развивать фантазию, творческое воображение.
- учить использовать различные изобразительные средства (краски, карандаши, мелки, свечи и т.д.)
- развивать технические навыки и умения.
Программа состоит из нескольких разделов:
- Жители страны Изо.
- Как рисовать?
- Осенние мотивы.
- Жанры живописи.
Организация проведения кружка:
- Сроки реализации - 2 года.
- Занятия проводятся 1 раза в две недели.
- Продолжительность занятия – 25-30 минут.
- Формы проведения занятий: фронтальные, подгрупповые, занятия-беседы, занятия-сказки, выставки, конкурсы.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
- практические – упражнения, игры, пальчиковая гимнастика;
- словесные – рассказы, беседы, художественное слово, объяснение;
- наглядные – рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.;
- эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
Схема занятия (варьируется в зависимости от цели):
- организационный момент;
- сообщение темы занятия;
- пальчиковая гимнастика, перед непосредственной изобразительной деятельностью;
- творческая деятельность;
- физкультминутка, двигательная пауза;
- анализ деятельности.
Ожидаемый результат
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, понимают язык изобразительного искусства (цвет, ритм, форму, композицию), умеют пользоваться различными средствами изобразительного искусства, с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, анализируют, сравнивают, владеют техническими навыками и умениями. У детей сформируются творческие способности и желание заниматься изобразительной деятельностью в дальнейшем.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ, по прохождении каждого раздела и подраздела.
Учебно-тематический план
1 год обучения (5-6 лет)
Месяц
|
Тема
|
Программное содержание
|
Краткая схема занятия
|
Материалы
|
1. Жители страны Изо
|
сентябрь
|
1. Жители страны Изо
|
Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью. Учить использовать различные изобразительные средства. Развивать фантазию, творческое воображение.
|
Загадывание загадок. Пальчиковые игры.
|
½ альбомного листа, разнообразные средства изобразительности.
|
2. Сказка о простом карандаше (и резинке)
|
Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью. Учить пользоваться простым карандашом и резинкой. Развивать фантазию, творческое воображение.
|
Показ работы с карандашом и резинкой. Рассказать сказку и показать её. Предложить детям самостоятельно, с помощью карандаша и резинки, разыграть свою историю.
|
½ альбомного листа, простой карандаш, резинка.
|
октябрь
|
3-4. Сказка о фломастерах и простых карандашах (восковых мелках)
|
Учить использовать различные изобразительные средства. Учить понимать язык изобразительного искусства – цвет. Учить смешивать 2 техники (фломастеры и цветные карандаши).
|
Рассмотреть разнообразие карандашей (по мягкости, виду). Рассказать сказку и показать её на фланелеграфе. Предложить нарисовать рисунок цветными карандашами и фломастерами, используя, где нужно, мягкость и яркость.
|
Альбомный лист, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки.
|
ноябрь
|
5. Сказка о том, как поссорились кисти и перья (тушь)
|
Продолжать учить использовать различные изобразительные средства. Учить пользоваться тушью. Развивать фантазию, творческое воображение.
|
Показ работы с тушью и пером. Рассказать сказку. Предложить детям самостоятельно рисовать.
|
½ альбомного листа, тушь, перо, кисть.
|
6. Гуашь
|
Продолжать учить использовать различные изобразительные средства. Учить различать и использовать цвета, пользоваться палитрой. Дать представление о том, что гуашь – покрывающая, непрозрачная.
|
Ознакомление с правилами пользования гуашью.
|
½ альбомного листа, гуашь, баночка с водой, кисти разных размеров, палитра.
|
декабрь
|
7. Акварель. Сказки про краски
|
Продолжать учить использовать различные изобразительные средства. Учить различать и использовать цвета, пользоваться палитрой. Дать понятие о том, что акварель – прозрачная техника.
|
Познакомиться со способами работы с акварелью. Рассказать сказку. Предложить детям зарисовать сказку.
|
Альбомный лист, акварель, баночка с водой, кисти, палитра.
|
8. Дружная семейка (смешивание всех техник)
|
Закрепить знания о различных изобразительных средствах. Учить смешивать все техники. Формировать умение высказывать своё отношение, к изображённому.
|
Дать понятие о том, что многие техники поддаются смешиванию. Самостоятельная деятельность детей.
|
Альбомный лист, разнообразный материал.
|
январь
|
9-10. Нетрадиционные техники рисования
|
Дать представление о том, что рисовать можно чем угодно, не предназначенными для рисования материалами – свеча, уголь, паралон, вата, мятая бумага, зубная паста и т.д.
|
Показать способы рисования и закрашивания различными материалами.
|
Альбомный лист, свеча, вата, зубная паста, клей, паралон.
|
февраль
|
2. Как рисовать?
|
1. Сказка про Чёрную, Белого и Серых. Тон (светлое и тёмное). Пространство
|
Продолжать учить смешивать краски. Объяснить значимость белой и чёрной красок. Познакомить с художественным понятием – тон. Познакомить со свойствами пространства: линия горизонта, точка схода, яркость.
|
Рассмотреть рисунки, картины с ярко выраженными тёмными и светлыми тонами. Показать приёмы рисования пространства. Практическая деятельность: смешивание красок с белой (чёрной).
|
¼ альбомного листа, в виде палитры, гуашь, кисти, баночка с водой.
|
2. Цвет: радуга, цветовой круг
|
Закрепить знания об основных цветах, их составных – радуга. Познакомить с понятием – цветовой круг.
|
Загадки о цветах радуги. Показ презентации “Цвета радуги”.
|
Альбомный лист, гуашь, кисти, вода.
|
март
|
3. Тепло – холодно
|
Познакомить детей с делением цветов по признакам – тёплые и холодные. Учить передавать радость и грусть, используя тёплые и холодные цвета, как средство художественной выразительности.
|
Показать презентацию “Сказку про краски (тёплые и холодные)”. Предложить детям зарисовать картинку определённых цветов (тёплых или холодных).
|
1/2 альбомного листа, гуашь, кисти, баночка с водой.
|
4. Сказка о Красках весёлых и грустных
|
Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.
|
Знакомство с техникой монотипии.
|
Альбомный лист, гуашь, кисти, вода.
|
|
Индивидуальная, подгрупповая работа, оформление выставки.
|
|
|
|
|
|
|
2 год обучения (6-7 лет)
Месяц
|
Тема
|
Программное содержание
|
Краткая схема занятия
|
Материалы
|
сентябрь
|
1. Осенние мотивы
|
1. Таинственное исчезновение красок или какого цвета осень?
|
Учить смешивать краски.
|
Осенний дождь смыл некоторые краски. Воспитатель смешивает синюю и жёлтую. Детям предлагается смешать жёлтую и красную.
|
½ альбомного листа, гуашь, кисти, палитра. Д/в №2.99, стр.12.
|
2. Палитра осени
|
Познакомить с пейзажной живописью “Палитра осени”, отличать картины по временам года.
|
Представить галерею осенних картин. Игра “Происшествия в музее Осени”. Объяснить и показать, как рисовать с “промыванием”.
|
Репродукции осенних пейзажей. Акварель, таз с водой, верёвки, прищепки, кисти, ½ альбомного листа. Д/в №2,99, стр.15.
|
октябрь
|
3. Осень вновь пришла
|
Закреплять и расширять представление о приметах осени. Вызвать желание рисовать осенний лес методом тычка.
|
Стихотворение А.Кузнецовой “Времена года”. Рассказ Б.Скребицкого “Осень”. Рисование тычком.
|
Гуашь, кисть, вода, альбомный лист, тряпочка. Д/в №11,99, стр.44.
|
4. Печать листочком
|
Расширить представление о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями.
|
|
Гуашь, широкие кисти, цв. бумага, разнообразные по форме сухие листья. Д/ в №10,00, стр.17.
|
ноябрь
|
5.Витражных дел мастера
|
Познакомить детей с рисованием на стекле.
|
|
Стекло, гуашь, цветная бумага, кисть.
|
6. Поздняя осень
|
Обобщить пройденный материал.
|
Что больше всего понравилось. Нарисовать осенний пейзаж.
|
Материал по выбору.
|
|
2. Жанры живописи.
|
декабрь
|
1. Пейзаж
|
Дать представление о многообразии жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, сказочно-былинный. Остановить внимание на жанре – пейзаж, рассказать о видах пейзажа (городской, сельский, маринистика). Объяснить, как рисовать пейзаж. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
|
Предоставить детям для рассматривания репродукции картин разных жанров. Д/и “Из чего состоит пейзаж”. Предложить детям нарисовать любой несложный пейзаж.
|
Репродукции картин разных жанров пейзажа. Альбомный лист, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши.
|
2. Зимние мотивы (пейзаж)
|
Закреплять знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.
|
Д/и “Собери пейзаж”. Объяснить и показать, как рисовать “по сырому слою”
|
Репродукции, рисунки, фотографии с изображеним осеннего пейзажа. Альбомный лист, акварель, кисти.
|
январь
|
3. Натюрморт
|
Продолжать знакомить с жанрами живописи – натюрморт, из чего он состоит. Познакомить с понятием композиция.
|
Д/и “Из чего состоит натюрморт”. Объяснить и показать, как составлять и рисовать натюрморт.
Рисование методом тычка.
|
Репродукции
натюрмортов. Кувшин, муляжи овощей и фруктов.
|
4. Композиция (натюрморт)
|
Закреплять знания о составных элементах натюрморта. Учить понимать язык изобразительного искусства (цвет, композицию).
|
Д/и “Составь натюрморт”.
Предложить детям составить натюрморт и зарисовать его.
|
Блюдо, ваза, муляжи овощей и фруктов. Альбомный лист, простой карандаш, резинка, мелки.
|
февраль
|
5. Портрет
|
Продолжать знакомить с жанром живописи – портрет. Познакомить со способами рисования портрета. Детально ознакомить с частями лица, их расположением. Дать детям понятие об объёмном изображении головы.
|
Стихотворение “Портрет”. Д/и “Определи и найди жанр портрета”, “Узнай по профилю”.
|
Альбомный лист, простой карандаш, резинка.
|
6. Мой друг (портрет)
|
Закреплять знания о жанре портрета. Предложить детям создать образ друга (подруги).
|
Д/и “Семейный портрет”, “Придумай и собери портрет”.
|
Альбомный лист, простой карандаш, резинка, акварель.
|
март
|
7. Анималистический жанр. Животные.
|
Познакомить с жанром живописи – анималистический. Учить рисовать животных и птиц разными способами.
|
Д/и “Узнай по силуэту”, “Что напутал художник”
|
¼ альбомного листа, материал по выбору.
|
8. Птичий двор
|
Закрепить знание о птицах, их строении, отработать технические приёмы рисования.
|
Д/и “ Птичий двор”, “Дорисуй животных”.
|
Альбомный лист, простой карандаш, акварель.
|
апрель
|
9. Сказочно былинный жанр
|
Продолжать знакомить с жанром живописи – сказочно-былинный, его особенностях изображения.
|
Д/и “Найди двух героев одной сказки”, “К какой сказке нарисованы эти картинки”.
|
|
10. Мульти-пульти
|
Закрепить знание о
сказочно-былинном жанре. Учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные.
|
Д/и “Добрые и злые герои”, “Найди жанр сказки”.
|
Альбомный листа, материал по выбору.
|
Список используемой литературы
- Вербенец А.М. Образовательная “Художественное творчество”. Как работать по программе “Детство”: Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, М.: ТЦ “СФЕРА”, 2012. – 352 с.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с. + 16 с. цв.вкл.
- Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее… 1, 2. И.Г. Мосин. “У-ФАКТОРИЯ” г. Екатеринбург, 1996.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 240 с., ил. – (Серия: “Мои первые уроки”).
- Журнал “Дошкольное воспитание”.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с.: ил.. – (Детский сад: день за днём. Практическое приложение).
|