Воскресенье
19.05.2024
18:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ "Детский сад "Ягодка"
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Консультации узких специалистов [26]
сведения о ДОУ [0]
Мои статьи [1]
Методическая работа [0]
Новости [1]
новости
Реклама [0]
Дополнительное образование [4]
Кружковая работа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Дополнительное образование

Программа "Страна ИЗО"

Принято на педагогическом                                                               Утверждаю:

совете, протокол № _2_ от                                                   Приказ № ___ от «__» _____20__г.

« 06 » _11_ 20 13_ г.                                                             Заведующий МБДОУ

                                                                                                          __________ Касаткина Г.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная

программа “Страна Изо”,

для детей 5-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шмидт Татьяна Владимировна

Воспитатель I к.к.

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Александровское

 

2013

 

 

Пояснительная записка

Известно, что рисование – одно из самых любимых детских занятий. Каждый ребёнок в определённый период жизни с удовольствием рисует и любые “каракули” содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В этом возрасте повышается качество детских работ в построении достаточно сложных композиций, отображение характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. Развитие технических умений позволяет аккуратно и точно создавать изображения в достаточно сложных техниках. А что же делать, если не получается? Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха, их необычность в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Приобретая соответствующий опыт рисования, в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда можно беспрепятственно ещё раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции. Сейчас нам предлагают множество программ именно по нетрадиционной технике, но нельзя забывать и о традициях. Дети должны посещать музеи, выставки, приобщаться к “миру красоты”. Тем самым я предлагаю программу, в которой тесно связаны и традиционные и нетрадиционные техники рисования, и это является её главной отличительной особенностью.

 

Цель. Развитие художественно-творческих способностей детей.  

Задачи:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства.
  • познакомить с разными видами изобразительного искусства (живопись).
  • учить понимать язык изобразительного искусства (цвет, композиция, колорит, форма и т.д.).
  • формировать умение высказывать своё отношение, к изображённому.
  • развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.
  • воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.
  • развивать фантазию, творческое воображение.
  • учить использовать различные изобразительные средства (краски, карандаши, мелки, свечи и т.д.)
  • развивать технические навыки и умения.

Программа состоит из нескольких разделов:

  • Первый год обучения:
  1. Жители страны Изо.
  2. Как рисовать?
  • Второй год обучения:
  1. Осенние мотивы.
  2. Жанры живописи.

Организация проведения кружка:

  • Сроки реализации  - 2 года.
  • Занятия проводятся 1 раза в  две недели.
  • Продолжительность занятия – 25-30 минут.
  • Формы проведения занятий: фронтальные, подгрупповые, занятия-беседы, занятия-сказки, выставки, конкурсы.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

  • практические – упражнения, игры, пальчиковая гимнастика;
  • словесные – рассказы, беседы, художественное слово, объяснение;
  • наглядные – рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.;
  • эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

Схема занятия (варьируется в зависимости от цели):

  • организационный момент;
  • сообщение темы занятия;
  • пальчиковая гимнастика, перед непосредственной изобразительной деятельностью;
  • творческая деятельность;
  • физкультминутка, двигательная пауза;
  • анализ деятельности.

Ожидаемый результат

К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, понимают язык изобразительного искусства (цвет, ритм, форму, композицию), умеют пользоваться различными средствами изобразительного искусства, с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, анализируют, сравнивают, владеют техническими навыками и умениями. У детей сформируются творческие способности и желание заниматься изобразительной деятельностью в дальнейшем.

Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ, по прохождении каждого раздела и подраздела.

Учебно-тематический план

1 год обучения (5-6 лет)

 

Месяц

Тема

Программное содержание

Краткая схема занятия

Материалы

1. Жители страны Изо

сентябрь

1. Жители страны Изо

Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью. Учить использовать различные изобразительные средства. Развивать фантазию, творческое воображение.

Загадывание загадок. Пальчиковые игры.

½ альбомного листа, разнообразные средства изобразительности.

2. Сказка о простом карандаше (и резинке)

Воспитывать желание заниматься  изобразительной деятельностью. Учить пользоваться простым карандашом и резинкой. Развивать фантазию, творческое воображение.

Показ работы с карандашом и резинкой. Рассказать сказку и показать её. Предложить детям самостоятельно, с помощью карандаша и резинки, разыграть свою историю.

½  альбомного листа, простой карандаш, резинка.

октябрь

3-4. Сказка о фломастерах и простых карандашах (восковых мелках)

Учить использовать различные изобразительные средства. Учить понимать язык изобразительного искусства – цвет. Учить смешивать 2 техники (фломастеры и цветные карандаши).

Рассмотреть разнообразие карандашей (по мягкости, виду). Рассказать сказку и показать её на фланелеграфе. Предложить нарисовать рисунок цветными карандашами и фломастерами, используя, где нужно, мягкость и яркость.

Альбомный лист, фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки.

ноябрь

5. Сказка о том, как поссорились кисти и перья (тушь)

Продолжать учить использовать различные изобразительные средства. Учить пользоваться тушью. Развивать фантазию, творческое воображение.

Показ работы с тушью и пером. Рассказать сказку. Предложить детям самостоятельно рисовать.

½ альбомного листа, тушь, перо, кисть.

6. Гуашь

Продолжать учить использовать различные изобразительные средства. Учить различать и использовать цвета, пользоваться палитрой. Дать представление о том, что гуашь – покрывающая, непрозрачная.

Ознакомление с правилами пользования гуашью.

½ альбомного листа, гуашь, баночка с водой, кисти разных размеров, палитра.

декабрь

7. Акварель. Сказки про краски

Продолжать учить использовать различные изобразительные средства. Учить различать и использовать цвета, пользоваться палитрой. Дать понятие о том, что акварель – прозрачная техника.

Познакомиться со способами работы с акварелью. Рассказать сказку. Предложить детям зарисовать сказку.

Альбомный лист, акварель, баночка с водой, кисти, палитра.

8. Дружная семейка (смешивание всех техник)

Закрепить знания о различных изобразительных средствах. Учить смешивать все техники. Формировать умение высказывать своё отношение, к изображённому.

Дать понятие о том, что многие техники поддаются смешиванию. Самостоятельная деятельность детей.

Альбомный лист, разнообразный материал.

январь

9-10. Нетрадиционные техники рисования

Дать представление о том, что рисовать можно чем угодно, не предназначенными для рисования материалами – свеча, уголь, паралон, вата, мятая бумага, зубная паста и т.д.

Показать способы рисования и закрашивания различными материалами.

Альбомный лист, свеча, вата, зубная паста, клей, паралон.

февраль

2. Как рисовать?

1. Сказка про Чёрную, Белого и Серых. Тон (светлое и тёмное). Пространство

Продолжать учить смешивать краски. Объяснить значимость белой и чёрной красок. Познакомить с художественным понятием – тон. Познакомить со свойствами пространства: линия горизонта, точка схода, яркость.

Рассмотреть рисунки, картины с ярко выраженными тёмными и светлыми тонами. Показать приёмы рисования пространства. Практическая деятельность: смешивание красок с белой (чёрной).

¼ альбомного листа, в виде палитры, гуашь, кисти, баночка с водой.

2. Цвет: радуга, цветовой круг

Закрепить знания об основных цветах, их составных – радуга. Познакомить с понятием – цветовой круг.

Загадки о цветах радуги. Показ презентации “Цвета радуги”.

Альбомный лист, гуашь, кисти, вода.

март

3. Тепло – холодно

Познакомить детей с делением цветов по признакам – тёплые и холодные. Учить передавать радость и грусть, используя тёплые и холодные цвета, как средство художественной выразительности.

Показать презентацию “Сказку про краски (тёплые и холодные)”. Предложить детям зарисовать картинку определённых цветов (тёплых или холодных).

1/2 альбомного листа, гуашь, кисти, баночка с водой.

4. Сказка о Красках весёлых и грустных

Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.

Знакомство с техникой монотипии.

Альбомный лист, гуашь, кисти, вода.

 

Индивидуальная, подгрупповая работа, оформление выставки.

           

 

 

2 год обучения (6-7 лет)

Месяц

Тема

Программное содержание

Краткая схема занятия

Материалы

сентябрь

1. Осенние мотивы

1. Таинственное исчезновение красок или какого цвета осень?

Учить смешивать краски.

Осенний дождь смыл некоторые краски. Воспитатель смешивает синюю и жёлтую. Детям предлагается смешать жёлтую и красную.

½ альбомного листа, гуашь, кисти, палитра. Д/в №2.99, стр.12.

2. Палитра осени

Познакомить с пейзажной живописью “Палитра осени”, отличать картины по временам года.

Представить галерею осенних картин. Игра “Происшествия в музее Осени”. Объяснить и показать, как рисовать с “промыванием”.

Репродукции осенних пейзажей. Акварель, таз с водой, верёвки, прищепки, кисти, ½ альбомного листа. Д/в №2,99, стр.15.

октябрь

3. Осень вновь пришла

Закреплять и расширять представление о приметах осени. Вызвать желание рисовать осенний лес методом тычка.

Стихотворение А.Кузнецовой “Времена года”. Рассказ Б.Скребицкого “Осень”. Рисование тычком.

Гуашь, кисть, вода, альбомный лист, тряпочка. Д/в №11,99, стр.44.

4. Печать листочком

Расширить представление о возможных способах художественного изображения; знакомство с методом печати листьями.

 

Гуашь, широкие кисти, цв. бумага, разнообразные по форме сухие листья. Д/ в №10,00, стр.17.

ноябрь

5.Витражных дел мастера

Познакомить детей с рисованием на стекле.

 

Стекло, гуашь, цветная бумага, кисть.

6. Поздняя осень

Обобщить пройденный материал.

Что больше всего понравилось. Нарисовать осенний пейзаж.

Материал по выбору.

 

2. Жанры живописи.

декабрь

1. Пейзаж

Дать представление о многообразии жанров: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, сказочно-былинный. Остановить внимание на жанре – пейзаж, рассказать о видах пейзажа (городской, сельский, маринистика). Объяснить, как рисовать пейзаж. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.

Предоставить детям для рассматривания репродукции картин разных жанров.  Д/и “Из чего состоит пейзаж”. Предложить детям нарисовать любой несложный пейзаж.

Репродукции картин разных жанров пейзажа. Альбомный лист, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши.

2. Зимние мотивы (пейзаж)

Закреплять знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.

Д/и “Собери пейзаж”. Объяснить и показать, как рисовать “по сырому слою”

Репродукции, рисунки, фотографии с изображеним осеннего пейзажа. Альбомный лист, акварель, кисти.

январь

3. Натюрморт

Продолжать знакомить с жанрами живописи – натюрморт, из чего он состоит. Познакомить с понятием композиция.

Д/и “Из чего состоит натюрморт”.  Объяснить и показать, как составлять и рисовать натюрморт.

Рисование методом тычка.

Репродукции

натюрмортов. Кувшин, муляжи овощей и фруктов.

4. Композиция (натюрморт)

Закреплять знания о составных элементах натюрморта. Учить понимать язык изобразительного искусства (цвет, композицию).

Д/и “Составь натюрморт”.

Предложить детям составить натюрморт и зарисовать его.

Блюдо, ваза, муляжи овощей и фруктов. Альбомный лист, простой карандаш, резинка, мелки.

февраль

5. Портрет

Продолжать знакомить с жанром живописи – портрет. Познакомить со способами рисования портрета. Детально ознакомить с частями лица, их расположением. Дать детям понятие об объёмном изображении головы.

Стихотворение “Портрет”. Д/и “Определи и найди жанр портрета”, “Узнай по профилю”.

Альбомный лист, простой карандаш, резинка.

6. Мой друг (портрет)

Закреплять знания о жанре портрета. Предложить детям создать образ друга (подруги).

Д/и “Семейный портрет”, “Придумай и собери портрет”.

Альбомный лист, простой карандаш, резинка, акварель.

март

7. Анималистический жанр. Животные.

Познакомить с жанром живописи – анималистический. Учить рисовать животных и птиц разными способами.

Д/и “Узнай по силуэту”, “Что напутал художник”

¼ альбомного листа, материал по выбору.

8. Птичий двор

Закрепить знание о птицах, их строении, отработать технические приёмы рисования.

Д/и “ Птичий двор”, “Дорисуй животных”.

Альбомный лист, простой карандаш, акварель.

апрель

9. Сказочно былинный жанр

Продолжать знакомить с жанром живописи – сказочно-былинный, его особенностях изображения.

Д/и “Найди двух героев одной сказки”, “К какой сказке нарисованы эти картинки”.

 

10. Мульти-пульти

Закрепить знание о

сказочно-былинном жанре. Учить классифицировать сказочных героев по принципам: добрые и злые; глупые и умные; смешные и страшные.

Д/и “Добрые и злые герои”, “Найди жанр сказки”.

Альбомный листа, материал по выбору.

 

Список используемой литературы

  • Вербенец А.М. Образовательная “Художественное творчество”. Как работать по программе “Детство”: Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, М.: ТЦ “СФЕРА”, 2012. – 352 с.
  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с. + 16 с. цв.вкл.
  • Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее… 1, 2. И.Г. Мосин. “У-ФАКТОРИЯ” г. Екатеринбург, 1996.
  • Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 240 с., ил. – (Серия: “Мои первые уроки”).
  • Журнал “Дошкольное воспитание”.
  • Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с.: ил.. – (Детский сад: день за днём. Практическое приложение).

 

 

 

 

Категория: Дополнительное образование | Добавил: Шерстова (08.05.2014)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz