Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское»
Принято на педагогическом Утверждаю:
совете, протокол №____ от приказ №___
от «__» ______20__г. «___» __________20___г.
Заведующий МБДОУ «Ягодка»
___________ Касаткина Г.П.
Программа
дополнительного образования
«Чудеса из пластилина»
(для детей среднего, старшего возраста)
Срок реализации программы: 3 года
Воспитатель:
Малютина Светлана Николаевна
2014 г.
Пояснительная записка
Важнейшая задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, в том числе путём личностно ориентированного подхода к каждому. Детское творчество оказывает благоприятное влияние на их эмоциональное состояние, является одним из средств познания мира и развития восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью.
Пластилинография помогает детям развить фантазию, творческое мышление, моторику, речь, что хорошо влияет на нервную систему. Легковозбудимые, шумные дети через некоторое время – становятся более спокойными и усидчивыми. Ребёнок учится выбирать цвет пластилина, смешивать цвета, а также таким приёмам, как прилеплять, раскатывать, отщеплять, оттягивать и т.д.
Идёт активное расширение кругозора, внимания, знакомство с новыми предметами: доской, картон, стекой и т.д. В процессе работы с пластилином ребёнок учиться делать аппликации, картины, украшать изделия, используя аппликации, картины, украшать изделия, используя различные предметы – нить, вату, ракушки, песок и многое другое. Ребёнок сам придумывает композицию, героев и даже целую историю, развивая фантазию и мышление.
Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин», подразумевает материал , при помощи которого осуществляется замысел. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобьёмных обьектов на горизонтальной поверхности. Основной является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Практические задачи и воспитательно – образовательные в комплексе позволяют всесторонне развивать личность ребёнка. Идёт осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкульминуток и разминок.
Программа построена на основе главных методических принципов: учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Цель программы:
Способствовать раскрытию творческих способностей у детей средствами пластилинографии.
Задачи программы:
1.Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
2.Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить создавать выразительные образы посредством обьёма и цвета.
3.Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
4.Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
5.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера.
6.Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Программа разработана с учётом художественно – образовательных технологий, которые отражают:
1.Принцип доступности: обучение и воспитание ребёнка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту в форме: игры, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.
2.Принцип гуманистичности: индивидуально – ориентировочный подход и всестороннее развитие личности ребёнка.
3.Принцип деятельности: развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции: сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5.Принцип системности: решение поставленных задач в системе дополнительного образования.
Сроки реализации программы:
3года (средний и старший дошкольный возраст)
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся определённые задачи:
1этап: Подготовительный
- Освоить приём надавливания
- Освоить приём вдавливания
- Освоить приём размазывания пластилина подушечкой пальца
- Освоить правильную постановку пальца
- Освоить приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками
- Научиться работать на ограниченном пространстве
2этап: Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его
- Использовать несколько цветов пластилина
- Научиться пользоваться специальной стекой
- Научиться доводить начатое дело до конца
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
-Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3этап: Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Структура занятий:
1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, здоровье: пальчиковая гимнастика)
2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность
3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей зе труд и красоту созданной композиции
Формы организации занятий:
- По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (13детей), индивидуальная
- По особенностям коммукативного воздействия педагога и детей – мастерская
- По дидактической цели – комбинированные формы занятий
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в две недели
1год работы: средняя группа – 20минут
2год работы: старшая группа – 25 минут
3год работы: подготовительная группа – 30 минут
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми, в форме игры. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память мышление, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
*«Художественная литература» - использование произведений познавательной направленности.
* «Развитие речи» - обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем мире.
* «Продуктивная» - осуществляется закрепление образов.
* «Познавательные занятия» - осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
* «Музыкальные занятия»
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно – образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности которые позволяют педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Проводимая работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техникой в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
«Пластилинография способствует освоению образовательной программы.???
К концу года:
1.У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».
2.В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
3.Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
4.У детей хорошо развиты сенсорные способности и композиционные навыки.
5.Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
6.Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога.
Учебно – тематический план:
Средняя группа
Сентябрь
1.«Собери яблоки в саду»
2. «Ваза с фруктами»
Октябрь
1. «Звёздное небо»
2. «Мы лепили апельсин»
Ноябрь
1.«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»
2 «Бусы»
Декабрь
1.«Снеговик»
2. «Новогодняя ёлка»
Январь
1.«Клубочки для котёнка»
2. «Утка с утятами»
Февраль
1.«Вышла курочка гулять»
2. «Самолёт»
Март
1.«Мышка – норушка и золотое яичко»
2. «Цветы в вазе»
Апрель
1.«Ёжик»
2. «Гусеница»
Май
1.«Улитка»
2. «Радуга – дуга»
Старшая группа
Сентябрь
1.«Берёза осенью»
2. «Ветка рябины»
Октябрь
1. «Фрукты на тарелке»
2. «Овощи»
Ноябрь
1.«Жираф»
2. «Зайчик с морковкой»
Декабрь
1.«Снежинка»
2. «Снегирь на ветке»
Январь
1.«Деревья зимой»
2. «Чашка с блюдцем»
Февраль
1.«Танк»
2. «Парусник»
Март
1.«Букет цветов»
2. «Рыбка в озере»
Апрель
1.«Ракета летит в космос»
2. «Лебеди»
Май
1.«Ягода малина»
2. «Полевые цветы»
Подготовительная группа
Сентябрь
1.«Осенние деревья»
2. «Разные деревья»
Октябрь
1.«Живые яблочки на ветках»
2. «Подарки осени»
Ноябрь
1.«Совушка – сова»
2. «Чебурашка»
Декабрь
1. «Снегурочка»
2. «Дед Мороз»
Январь
1. «Петушок с семьёй»
2. «Пингвины на льдине»
Февраль
1. «Мишка косолапый»
2. «Павлин»
Март
1. «Кашалотик, кашалот»
2. «Осьминог»
Апрель
1.«Панда»
2. «Слон»
Май
1 «Лебеди на озере»
2. «Подснежник»
Литература:
1.Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей»
2. Г.Н.Давыдова «Пластилинография»
3. Г.Н. Давыдова «Пластилинография». Анималистическая живопись
4. Ресурсы интернета
|